?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В действительно попыток угона самолетов было около 120, но они пресекались КГБ на различных этапах подготовки этих преступлений.С апреля 1973 г. данное деяние было криминализировано статьей 213.2 УК РСФСР.
Оригинал взят у evanesce_girl в Советские террористы. Более 50 угонов самолетов


За советский период с 1954 по 1989 год на территории СССР было совершено 57 попыток угона самолетов. В это сложно поверить, но в советские времена тоже были взрывы в метро и магазинах, террористы- психопаты и дети, захваченные в заложники.

По крайней мере в четырех случаях угона воздушных судов принимали участие школьники и студенты. Самый страшный по количеству жертв был угон самолета Ту-104 в мае 1973 года (рейс Москва-Чита). На высоте 6500 сопровождавший самолет милиционер выстрелил в спину угонщика Тенгиза Рзаева, в руках которого была бомба. Самолет разрушился в воздухе, в результате погиб 81 человек.

Первый в истории СССР штурм самолета
На фото командир экипажа Як-40 Иван Кашин

Утром 2 ноября 1973 года четверо московских студентов автомобильного техникума при заводе ЗИЛ поднялись на борт пассажирского самолета Як-40 авиакомпании Аэрофлот, который выполнял рейс из Москвы в Брянск. Всего на борту находились 28 пассажиров и трое членов экипажа, рейс вылетел из аэропорта Быково.


Полет длился 50 минут. Но примерно за 10 минут до посадки в Брянске, когда Як-40 уже начал снижаться, Виктор Романов, Владимир Жалнин, Петр Бондарев и Александр Никифоров неожиданно встали со своих мест, достали из багажного отделения два охотничьих ружья, обрез и ножи, и попытались проникнуть в кабину пилотов. Виктору Романову (ранее судим) на момент захвата самолета было 20 лет, самому младшему — Андрею Никифорову — только 16. Двум другим подельникам, Владимиру Жалнину и Петру Бондареву, - 17 лет.
Услышав шум в салоне, командир Иван Кашин отправил бортмеханика Николая Никитина узнать, в чем дело. Никитин приоткрыл дверь - и в щель просунулся ружейный ствол. Бортмеханик инстинктивно схватился за оружие, чтобы выбить его и прикрыть дверь, однако грохнул выстрел. Пуля угодила в живот. Он выскочил в узенький коридор салона, успев крикнуть в кабину о нападении. На помощь раненому бортмеханику бросился один из пассажиров Владимир Гапоненко, он попытался обезвредить стоявшего рядом Петра Бондарева, но из-за качки самолета потерял равновесие, после чего также был ранен ножом.


Командир передал на землю сигнал бедствия. Тем временем на борту угонщики сумели сломать замок и проникнуть в кабину, после чего приказали экипажу возвращаться в Москву. На подходе к Москве по требованию захватчиков экипаж передал, что Виктор Романов требует выкуп в $1,5 млн (затем $5 млн) за освобождение самолета.


Погодные условия во Внуково обозначались как "туман-200": нельзя ни взлетать, ни садиться. Перед стеклом кабины было сплошное молоко. Но керосин заканчивался, экипаж садился по командам диспетчера аэропорта. Во Внуково прибыли Юрий Андропов (председатель КГБ) и Николай Щелоков (министр внутренних дел), которые на месте стали руководить операцией по освобождению заложников.


С самолета отпустили двух раненых. Далее террористы выдвинули условия: в обмен на дозаправку и половину выкупа они отпускают половину пассажиров. Далее самолет должен был вылететь в Ленинград, где после получения второй суммы выкупа и очередной дозаправки угонщики планировали отпустить оставшихся пассажиров, а сами направились бы в Швецию.


Однако было решено захваченный самолет из аэропорта не выпускать, а вместо этого предпринять штурм - впервые в российской истории. Под предлогом дозаправки самолета топливом бензозаправщик блокировал взлетную полосу.


Штурмовая группа была собрана из милиционеров-добровольцев: Михаил Ляхманов, Владимир Раков, Александр Мушкарин, Николай Капустин и Александр Попрядухин.


На фото Александр Попрядухин

Группа захвата тайно (совершив полуторакилометровый маневр) прокралась к самолету и затаилась под ним у передней стойки шасси. Через несколько часов ожидания террористам сообщили о готовности к передаче денег. Поначалу чемодан с деньгами (вместо денег использовали муляж) должен был нести сотрудник КГБ, но в последний момент тот отказался, поэтому чемодан понес сотрудник транспортной милиции, переодетый в форму сотрудника аэропорта (всем присутствующим было ясно, что тот, кто понесет чемодан, неминуемо окажется на линии огня и вероятнее всего погибнет).


Но услышав движение под самолетом, бандиты решили, что выкуп уже доставлен. Тогда Александр Никифоров открыл переднюю дверь. Как только дверь приоткрылась, Попрядухин выскочил из-под самолета и вызвал огонь на себя. Стрелял Владимир Жалнин. Несколько пуль попали милиционеру Попрядухину точно в грудь, но бронежилет БЖ-72 спас ему жизнь. Сержант Раков тут же прижал дверь багром в открытом положении.

Милиционеры смертельно ранили одного из угонщиков - Никифорова, он выпал на летное поле, а позже умер в больнице. В разгар штурма к самолету подъехал БТР, который выпустил по лайнеру очередь из пулемета. В корпусе ЯК-40 было 90 пробоин, по счастливой случайности никто из пассажиров не погиб. Далее группа захвата применила слезоточивый газ, но дымовая шашка застряла между сидений, вызвав возгорание обивки. Из-за задымления пассажиров охватила паника, и они стали выбираться из самолета.


- Я был в другом измерении. Попробовал дышать через полотенце - вроде легче, - вспоминает командир экипажа Иван Кашин, - Кричу Толпекину, чтобы дышал через чехол кресла. Выглянул в окошко - на меня смотрит какая-то телекамера. Диспетчер спрашивает, спокойно ли у нас. Нет, говорю, стреляют. "Раненые есть?" Глянул назад: кто-то лежит в крови. Потом понял, что это вожак бандитов. Он выстрелил в себя жаканом, когда почувствовал, что наступил крах. Второй от ранения погиб уже на земле. Третий бандит - Жалнин - выпрыгнул на улицу с поднятыми руками. Последнему из угонщиков прыгать с двух метров показалось высоковато, и он направился к трапу. Тут уж на него набросились пассажиры.


Главарь банды Виктор Романов,  увидев, что план по захвату самолета провалился, застрелился. В результате штурма были ранены два пассажира, но никто из заложников не погиб.


За угон самолета Владимира Викторовича Жалнина советский суд приговорил к 10 годам лишения свободы. В тюрьме он подвергался постоянным унижениям, а после освобождения умер. Петр Бондарев не без помощи родителей (это был московский хиппи, сын крупных работников ЗИЛа) был признан невменяемым и отправлен на лечение в психиатрическую больницу, где пробыл всего 6 месяцев. Умер в 2006 году в Москве (по другим данным, был задушен сокамерниками в психбольнице).


За проявленное мужество 19 декабря 1973 года милиционер Александр Попрядухин и командир самолета Иван Кашин получили звания Герой Советского Союза. Второй пилот Станислав Толпекин получил орден Красной Звезды, раненый бортмеханик Николай Никитин - орден Красного Знамени.


После этого инцидента в советских аэропортах был ужесточен досмотр пассажиров, а угон самолета выделен в отдельное преступление. Также были созданы специальные подразделения для борьбы с терроризмом.
Информация о попытке угона самолета была сразу засекречена. Согласно официальной версии, опубликованной в «Комсомольской правде», "А. И. Попрядухин отличился при задержании особо опасного преступника в ЦПКиО им. Горького". После службы в органах он работал в Академии МВД, преподавал боевую подготовку. Скончался 21 января 2013 года.

Поколение джинсов. Сбежать из СССР



В некоторых случаях среди угонщиков были молодые люди - студенты и даже школьники. Основным мотивом действий террористов были попытки оказаться на Западе.

18 ноября 1983 года — трагически закончилась история захвата самолета Ту-134 группой грузинской "золотой молодежи". Студентам-художникам и актерам было по 20-25 лет. Подробности этой истории описаны, в частности здесь.

Самолет Ту-134 (семь членов экипажа) выполнял рейс по маршруту Батуми-Киев-Ленинград. На борту были 57 пассажиров, в том числе семеро террористов - дети высокопоставленных родителей из Грузии пронесли оружие через «депутатский зал». Возглавлял группу художник киостуии "Грузия-фильм", сын профессора Иосиф Церетели.

Захватив в заложники стюардессу Валентину Крутикову, террористы ворвались в кабину экипажа и потребовали лететь в Турцию, а при попытке обезоружить их - убили двух летчиков. Еще один пилот получил ранение, но смог ранить двух налетчиков. Впоследствии пилоты заперлись в кабине и совершали резкие маневры, чтобы сбить захватчиков с ног. Те в свою очередь, открыли огонь по пассажирам, убили стюардессу Валентину Крутикову и одного пассажира, а также тяжело ранили еще 10 пассажиров самолета (один из пассажиров был убит по ошибке группой спецназа уже после посадки, когда выбегал из самолета и был принят за террориста).

В аэропорту Тбилиси, куда уже прибыл Эдуард Шеварднадзе и группа "А" КГБ СССР, 19 ноября в результате проведенной спецоперации «Набат» преступники были схвачены, пассажиры освобождены. Оставшиеся в живых угонщики были приговорены к расстрелу за исключением студентки Тинатин Петвиашвили - она получила 14 лет тюрьмы.
Все случаи угона самолетов в СССР


На фото Экипаж самолета Ли-2

8 января 1954 года пассажирский "Ли-2" Эстонского авиапредприятия совершал рейс № 365 Минск-Таллинн-Ленинград, когда в кабину ворвались двое диверсантов - мужчина в форме ВВС СССР и женщина - у обоих пистолеты, у женщины еще и финский нож. Бортмеханик Тимофей Ромашкин бросился к диверсантке и сильным ударом сбил ее с ног, вызывав огонь со стороны второго преступника. Четыре пули попали в Тимофея Ромашкина, остальным членам экипажа удалось обезрведить нападавших, самолет вернулся в Таллинн. Спасти бортмеханика не удалось, он получил звание Героя Советского Союза посмертно.


5 сентября 1958 года пассажирский самолет Ил-14 совершал перелет из Москвы в Таллин с промежуточной посадкой в Ленинграде. Его экипаж состоял из командира Даниила Власова, второго пилота Валентина Платонова, бортмеханика Петра Брызгалова, бортрадиста Анатолия Умнова и штурмана Марка Мартыненко. В салоне работала стюардесса Пильви Кааритс. Всего на борту самолета при вылете из аэропорта Шоссейная (Ленинград) находились 11 пассажиров.
Спустя 30 минут после вылета из Ленинграда, когда самолет на высоте 900 метров пролетал в районе Нарвы, один из пассажиров (позже удалось определить его фамилию — Чечет) передал стюардессе записку. В этой записке было требование, чтобы командир вышел в салон для «разговора с группой заинтересованных пассажиров», либо в противном случае будет убит. Командир Даниил Власов запер кабину и достал пистолет.

Экипаж связался с диспетчером и доложил о нападении, а также о намерении совершить посадку в ближайшем аэропорту — Йыхви. На усердные попытки открыть дверь кабины командир выстрелил, затем отдал пистолет бортмеханику и выполнил «горку». После этого из салона раздался взрыв, повредивший дверь. Тогда бортмеханик начал стрелять в дверь, пока не кончились патроны. На самом деле доносившиеся из салона хлопки были взрывами — Чечет поджигал от сигареты какие-то предметы, которые затем взрывались. Этими взрывами террорист вызвал пожар в самолете. Резко снизившись, пилоты посадили горящий Ил-14 в аэропорту Йыхви, после чего экипаж эвакуировался через астролюк, а пассажиры эвакуировались через дверь. В ходе эвакуации командир получил травму позвоночника, а двое пассажиров — небольшие травмы. Преступник не стал покидать самолет и погиб в пожаре. Сам авиалайнер целиком сгорел, хотя в аэропорту и была пожарная охрана.

25 октября 1958 года — попытка захвата двумя неизвестными пассажирского самолета «Ан-2» (маршрут Якутск-Безымянный) в аэропорту г. Нижние Кресты (Якутская АССР). Захватчики потребовали лететь в США, угрожая в противном случае взорвать самолет. Пилотам удалось известить наземные службы аэропорта, которые проинформировали милицию и КГБ. Операция по обезвреживанию террористов заняла несколько часов, после неудачных переговоров предпринят штурм самолёта. Террористы обезврежены и позднее осуждены. Жертв нет.

21 июня 1961 года — попытка захвата пассажирского самолета «Ан-2» в аэропорту г. Ашхабад (Туркменская ССР). Нападавших двое. Жертв нет.

Сентябрь 1964 года — в Молдавской ССР двое ранее судимых граждан пытались сбежать на Запад. Однако попытка угона провалилась, один из террористов застрелился, другой арестован.

3 июня 1969 года — трое вооруженных жителей Ленинграда (двое мужчин и одна женщина) захватили самолет «Ил-14» Эстонской гражданской авиации, совершавший внутренний рейс по маршруту Ленинград-Таллин. Террористы убили бортмеханика, вступившего в борьбу с угонщиками. Остальные члены экипажа самолета смогли самостоятельно обезвредить угонщиков.

15 июня 1970 года — органами КГБ в аэропорту «Пулково» пресечена попытка вооруженного захвата и угона за границу пассажирского самолета: 16 человек намеревались таким путём улететь в Израиль, однако арестованы прямо на летном поле. В декабре участники группы (Э. Кузнецов, М. Дымшиц и др.) сурово осуждены (приговоры вплоть до «высшей меры»). Протесты мировой общественности против смертных приговоров сыграли свою роль: казнь была заменена 15-летним тюремным заключением.

15 июля 1970 года — попытка захвата пассажирского самолёта «Ан-2» (рейс Ленинград-Сортавала). Нападавших двое. Жертв нет.


Стюардесса из Сухуми Надежда Курченко


15 октября 1970 года — Отец и сын Бразинскасы захватили пассажирский самолет «Ан-24» (рейс Батуми-Сухуми). Во время захвата была убита бортпроводница Надежда Курченко, тяжело ранены два пилота. Подробн история описана здесь. Бразинскасы посадили самолет в Турции, но уже через несколько дней его со всеми пассажирами вернули в СССР. Самих преступников турецкие власти не выдали по политическим соображениям, позднее они были экстрадированы в США, где объявлены «политическими беженцами». В 2004 Бразинскас-сын был осужден за убийство отца.

27 октября 1970 года — захват двумя пассажирами и угон в Турцию самолета «Л-202» (рейс Керчь-Краснодар). Жертв нет. Угонщики выданы СССР.

13 ноября 1970 года — попытка захвата самолета «Ил-14» (рейс Вильнюс-Паланга). Нападавших двое. Жертв нет.

Милиционер Владимир Ежиков, сопровождавший самолет

19 мая 1973 года — трагическая попытка захвата пассажирского самолета «Ту-104» (рейс Москва-Чита): один из пассажиров Тенгиз Рзаев (бывший военнослужащий из Азербайджана) пронес на борт бомбу и огнестрельное оружие и во время полета потребовал изменить маршрут в сторону Китая. Находившийся в самолете вооруженный милиционер в штатском Владимир Ежиков попытался обезвредить преступника - два раза выстрелил ему в спину, однако Рзаев успел привести взрывное устройство в действие. Самолет взорвался в воздухе и упал в тайге в районе озера Байкал, все находившиеся на борту (81 человек) погибли. (Родные погибшего милиционера высказывали версию, что у Ежикова было ножевое ранение, а самолет мог быть сбит советскими истребителями).

25 июля 1973 года — захват и угон в Трабзон (Турция) пассажирского самолёта «Ан-2» (рейс Ростов-Сальск). Угонщик один. Жертв нет.

26 июля 1973 года — попытка захвата самолета «Ил-14» (рейс Вильнюс-Паланга), 1 человек ранен.

2 ноября 1973 года — захват пассажирского самолёта «Як-40» (рейс Москва-Брянск): четверо учащихся старших классов, вооруженные огнестрельным оружием, потребовали $1,5 млн и свободного вылета в Скандинавию. Ранены два члена экипажа, попытавшиеся обезоружить молодых людей. Самолет приземлился в аэропорту Внуково, в ходе штурма двое захватчиков были убиты, двое сдались; ранены также два пассажира (позднее в интервью газете "Труд" командир экипажа Иван Кашин вспоминал, что самолет мог быть сбит истребителями, однако это решение было отвергнуто из-за того, что один из пилотов был членом партии).

26 января 1976 года — попытка захвата самолета «Ил-62» (рейс Фрунзе-Москва). Угонщик один. Жертв нет.

4 июля 1976 года — попытка захвата самолета «Ан-2» (рейс Грозный-Элиста).

23 сентября 1976 года — второй пилот «Ан-2» Засимов совершил угон своего самолета без пассажиров из Пушкинского района Азербайджанской ССР в соседний Иран. Властями Ирана 25 сентября возвращен в Советский Союз.

25 мая 1977 года — дважды судимый В. Сосновский захватил самолет «Ан-24» (рейс Рига-Даугавпилс), потребовал изменить курс и следовать в Стокгольм (Швеция). Самолет с членами экипажа и пассажирами возвращен 27 мая, угонщик осужден в Швеции на 4 года.

17 июня 1977 года — неизвестный, угрожая взрывом, захватил самолет «Як-40» (рейс Таллин-Калининград), и потребовал лететь в Швецию. Самолет посажен в аэропорту г. Вентспилс, террорист обезврежен.

10 июля 1977 года — пассажирский самолет «Ту-134» (рейс Петрозаводск-Ленинград), захвачен двумя неизвестными, вооруженными гранатами, которые потребовали направить его в Стокгольм. Экипаж совершил посадку на дозаправку в аэропорту Хельсинки (Финляндия), где преступники были арестованы и позже переданы СССР.

19 октября 1977 года — попытка захвата самолета «Ан-2» в аэропорту г. Тарту (Эстонская ССР). Угонщик один. Жертв нет.

6 ноября 1977 года — попытка захвата самолета «Ан-24» (рейс Паланга-Вильнюс). Безработный с муляжом гранаты потребовал изменить курс и лететь в Швейцарию. Самолёт посажен в Вильнюсе, преступник задержан опергруппой.

21 февраля 1978 года — захват самолета «Ту-134» (рейс Пулково-Мурманск) с требованием следовать в Осло под угрозой взрыва. После применения спецсредств преступник, запершийся в туалете, задержан, взрывоопасных предметов при себе не имел.

9 апреля 1978 год — в самолете «Як-40» (рейс Паланга-Рига-Таллин) неизвестный потребовал от экипажа следовать в Швецию. После отказа выполнить его требование 11 раз выстрелил в дверь кабины экипажа и стены самолета. Самолет посажен в аэропорту г. Пярну, преступник задержан.

1 мая 1978 года — во время полета самолета «Ил-18» (рейс Ашхабад-Минеральные Воды) некто Скубенко потребовал изменить курс и сесть в Тегеране (Иран), угрожая при этом пистолетом и гранатой. Вторым пилотом террорист застрелен, самолет посажен в аэропорту г. Ашхабад.

15 октября 1978 года — попытка захвата самолета «Ан-24» (рейс Симферополь-Одессу-Тернополь): пассажир, угрожая пистолетом, потребовал изменения курса (не назвав маршрута), угрожал взрывом. Самолет возвратился в Симферополь, захватчик задержан.

9 ноября 1978 года — душевнобольной житель Чечни потребовал изменить курс самолёта «Ан-24» (рейс Грозный-Махачкала), произвел несколько выстрелов в обшивку самолета, перед посадкой застрелился.

6 января 1979 года — попытка захвата самолета «Ту-134» в аэропорту Пулково (г. Ленинград). Угонщиков четверо. Жертв нет.

10 ноября 1979 года  — захват самолета «Ан-24», вылетевшего из аэропорта г. Сухуми (рейс Чарьков-Ростов-Сухуми-Батуми). Пассажир через бортпроводницу передал записку экипажу с требованием лететь в Турцию, угрожая взорвать самолёт. Самолет посажен в аэропорту г. Батуми, оружия и взрывного устройства у преступника не оказалось.

1 апреля 1979 года — экипажу самолёта «Як-40», вылетевшего из аэропорта г. Симферополя (рейс Одесса-Кутаиси) через стюардессу передана записка с требованием следовать в Турцию под угрозой взрыва. Самолет вернулся в Симферополь, угонщик арестован, у него изъят муляж взрывного устройства.

14 мая 1979 года — захват двумя местными жителями пассажирского автобуса в г. Новокузнецк. Террористы потребовали везти их в аэропорт, на возражения пассажиров одного из них убили, 4 взяли в заложники. Им предоставлен вертолёт, но на взлетно-посадочной полосе в перестрелке с охраной и сотрудниками милиции один из захватчиков убит, другой схвачен (позже приговорён к расстрелу). При себе имели обрезы охотничьих ружей, ручную гранату и взрывное устройство.

14 сентября 1979 года — инцидент на самолете «Ил-18» (рейс Анадырь-Магадан-Хабаровск): один из служащих конвоя потребовал изменить курс, тяжело ранил одного своего напарника, но сам смертельно ранен другим. Пассажиры и экипаж не пострадали.

20 марта 1980 года — житель г. Баку, безработный армянин, попытался захватить самолет «Ту-134» (рейс Баку-Ереван), угрожая бортпроводнице ножом, потребовал изменить курс и следовать в Турцию, однако обезоружен и связан экипажем. Самолёт приземлился в аэропорту Ереван.

14 апреля 1980 года — во время рейса самолёта «Л-410» (Батуми-Сухуми) пассажир, ученик 10-го класса, подбросил в кабину экипажа письмо с угроза взрыва самолёта, если его не посадят в Турции. Самолет вернулся в Батуми, хулиган задержан.

7 мая 1980 года — в аэропорту г. Минск ученик 9-го класса попытался проникнуть в самолёт «Ту-134» (рейс Минск-Вильнюс-Ленинград), имея при себе похищенную ранее малокалиберную винтовку «Биатлон-8» и патроны к ней. Однако дверь самолёта оказалась закрыта, «террорист» вскоре задержан у трапа.

8 июля 1982 года — инцидент в аэропорту г. Мурманск: после посадки пассажиров в самолет «Ту-154», вылетавший в г. Ленинград, один из пассажиров передал стюардессе записку с требованием доставить на борт два чемодана по 250 тысяч рублей в каждом, угрожая открыть стрельбу на поражение. Сотрудниками милиции пассажир задержан.

19 сентября 1982 года — попытка захвата самолета «Як-40» (рейс Кингисепп-Таллин). Угонщиков четверо. Жертв нет.

7 ноября 1982 года — захват самолета «Ан-24» (рейс Новороссийск-Одесса): один из пассажиров, угрожая взрывным устройством, потребовал лететь в Турцию. Экипаж совершил посадку в турецком аэропорту г. Синоп. На следующий день самолет со всеми пассажирами возвращен в СССР, исполнители приговорены турецким судом к 8 годам тюремного заключения.

25 января 1983 года — попытка захвата одним из пассажиров самолета «Ту-154» (рейс Ашхабад-Ереван). Угрожая самодельным взрывным устройством, он потребовал лететь в Турцию. В результате проведённой спецоперации преступник обезврежен, бомба изъята.

27 мая 1983 года — командир звена летного отряда Латвийского УГА, обманным путем завладев самолетом «Ан-2», перелетел границу и приземлился на острове Готланд (Швеция). Самолёт возвращен СССР.

5 июля 1983 года — захват пассажирского самолета «Ту-134» (рейс Шереметьево-1 — Таллин). Угрожая взрывом, два захватчика потребовали изменить курс на Лондон или Осло. При эвакуации пассажиров сотрудник фельдсвязи применил личное оружие, убив одного и ранив второго захватчика.

18 ноября 1983 года — захват самолета «Ту-134» (маршрут Батуми-Киев-Ленинград): группа вооруженных преступников из числа «золотой молодежи» (дети высокопоставленных родителей из Грузии, оружие пронесли через «депутатский зал») ворвались в кабину экипажа и потребовали лететь в Турцию, при попытке обезоружить их убили двух летчиков, стюардессу и двух пассажиров, тяжело ранили еще двух членов экипажа. Самолет приземлился в аэропорту г. Тбилиси, 19 ноября в результате проведённой спецоперации «Набат» преступники схвачены, пассажиры освобождены.

18 июня 1984 года — попытка захвата самолета «Ту-154» (рейс Домодедово-Сургут). Угонщик один. Жертв нет.

17 ноября 1985 года — попытка захвата самолета «Ан-24» (рейс Таллин-Рига-Вильнюс). Угонщики — семейная пара (мужчина пожарный, женщина - экономист) — под угрозой взрыва потребовали следовать в Швецию. Для угрозы экипажу в качестве взрывного устройства использовались часы «Севан» и школьный компас. Самолет произвел посадку на военном аэродроме в Хаапсалу, где угонщики задержаны, впоследствии осуждены.

19 декабря 1985 года — захват и угон в Китай самолета «Ан-24» (рейс Якутск-Чулман-Тахтамыгда-Чита-Иркутск). Второй пилот пересёк государственную границу с КНР и приземлился у г. Хайлар (KHP). Судом Харбина осуждён к 8 годам лишения свободы, по отбытию половины наказания возвращён в СССР, где приговорен дополнительно к 5 годам тюрьмы.

На фото крайний справа один из уфимских террористов Сергей Ягрмуджи

20 сентября 1986 года — теракт в Уфе: трое солдат из полка внутренней службы МВД, находясь во внутреннем наряде, завладели оружием и захватили такси. По дороге они расстреляли двух милиционеров. Испугавшись содеянного, один из них скрылся, остальные направились на аэродром, где ворвались в самолет «Ту-134 А» и захватили его, убив двоих пассажиров. Требование террористов: следовать в Пакистан. В результате штурма, осуществленного сотрудниками группы «Альфа» 21 сентября, один из террористов убит, а второй Сергей Ягрмуджи ранен и впоследствии расстрелян по приговору суда.

27 мая 1987 года — угон в Швецию самолета «Ан-2» Латвийского управления гражданской авиации. Не долетев до острова Готланд около километра, Ан приземлился на воду. Угонщик осужден в Швеции к условному лишению свободы.

13 сентября 1987 года — попытка угона самолета «Ту-134» (рейс Минск-Ростов). Угонщик под угрозой взрыва требовал лететь во Францию, но обезврежен экипажем, после задержания у него изъята имитация взрывного устройства из кусков мыла, прищепки, звонка и телефонного провода. Судебно-психиатрической экспертизой угонщик признан невменяемым.




На фото Семья Овечкиных

8 марта 1988 года — один из самых знаменитых терактов в истории СССР: семья Овечкиных (11 человек: участники группы «Семь Симеонов», мать и малолетние дети) из Иркутска захватила пассажирский самолет «Ту-154» (рейс Иркутск-Курган-Ленинград), потребовав лететь в Лондон. Подробности последствий этого дела здесь.  После приземления самолета на дозаправку на аэродроме Вещево под городом Выборг был отдан приказ на штурм. В результате штурма погибли три человека, в том числе бортпроводница, 19 пассажиров получили ранения. Самолет полностью сгорел. Из террористов погибли пятеро угонщиков. Позднее был снят художественный фильм "Мама" на основе этих событий.


30 марта 1988 года — попытка захвата самолета «Ту-134» (рейс Фрунзе-Москва). Угонщик один. Жертв нет.

1 декабря 1988 года — теракт в г. Орджоникидзе (Северо-Осетинская АССР): пятеро преступников захватили автобус с 30 учениками 4-го класса школы №42 и их учительницей. В обмен на детей власти предоставили нападавшим $2 млн, оружие и самолет для вылета в Пакистан. Достигнуто соглашение об их вылете в Израиль, 2 декабря в аэропорту Тель-Авива в ходе операции тамошних спецслужб террористы задержаны, а 3 декабря выданы СССР. В марте 1989 бандиты получили от 14 до 15 лет тюрьмы. Позднее об этой истории был снят фильм "Взбесившийся автобус"


20 января 1989 года — попытка захвата пассажирского самолета «Ту-134» (рейс Архангельск-Борисполь-Одесса). Угонщик под угрозой взрыва потребовал после вылета из Борисполя следовать в Бухарест (Румыния). Самолёт произвел посадку в г. Одесса, где «террорист» задержан, взрывчатых веществ не обнаружено.

21 января 1989 года — попытка захвата самолета «Ан-24» (рейс Ивано-Франковск — Киев). Угонщик под угрозой взрыва во время руления самолета в аэропорту Ивано-Франковска потребовал вылета за границу. Задержан охраной аэропорта, взрывчатых веществ не обнаружено.

30 марта 1989 года  — захват пассажирского самолета «Ту-134» (рейс Воронеж-Астрахань-Баку): находящийся во всесоюзном розыске пассажир заявил, что в самолете якобы находятся двое его сообщников, а в грузовом отсеке — взрывное устройство. Угрожая взрывом, он потребовал полмиллиона долларов и возможность вылета за границу. Террорист обезврежен сотрудниками группы «Альфа» 31 марта.

20 мая 1989 года  — военный летчик А. Зуев угнал истребитель «МиГ-29» с аэродрома базы Цхакая (Грузинская ССР) в Турцию. Угонщик предстал перед турецким судом, но оправдан. Эмигрировал в США, где погиб в… авиакатастрофе.

21 декабря 1989 года — попытка захвата самолета «Як-42» (рейс Днепропетровск-Москва). Угонщик через стюардессу передал экипажу новогоднюю открытку с текстом, в котором требовал лететь за границу под угрозой взрыва самолёта. Посадка совершена в аэропорту Быково, где «террорист» задержан, при проверке никаких взрывчатых веществ не обнаружено.

Первый теракт в метро




7 января 1977 года - в вагоне метро между станциями «Измайловская» и «Первомайская», в торговом зале
продуктового магазина №15 Бауманского райпищеторга и в нескольких сотнях метров от здания КГБ СССР, около продовольственного магазина №5 на улице 25-летия Октября, сработали мощные взрывные устройства. В результате погибли 7 (по другим данным 29) и ранения получили более 40 человек.
11 июня 1977 года — в Москве возле гостиницы «Советская», что на Ленинградском проспекте, взорвано такси, ранены несколько случайных прохожих. Преступник, заложивший взрывное устройство, спустя месяц задержан, но о мотивах ничего не сообщалось.
Октябрь 1977 года — на Курском вокзале в Москве обезврежено новое взрывное устройство. Благодаря этому январские террористы и задержаны вскоре КГБ. Выяснилось, что организаторы и исполнители — группа армянских террористов под руководством Затикяна. На состоявшемся закрытом суде ее участники приговорены к расстрелу.

Психопат-одиночка

На фото детский хирург Василий Никитенков

Еще один советский террорист-подрывник действовал уже в одиночкку. Детский хирург Василий Никитенков, недовольный политикой властей, первый взрыв произвел
8 июня 1979 года возле кинотеатра «Мир» в городе Клин (Московская область). Пострадали два человека.

Спустя месяц,
26 июля 1979 года был совершен второй взрыв, на сей раз на Ленинградском шоссе. Пострадал один человек - рабочий, случайно подобравший банку из-под кофе, в которой была взрывчатка. Наконец, 29 сентября прогремел третий взрыв, организованный клинским подрывником, в деревне Малое Щапово. Погиб один человек - экспедитор Клинского хлебозавода, которому банку с кофе дала на хранение закомая. Она и вывела следователей на Никитенкова.

На следующий день подрывник был арестован.
Дома у террориста они обнаружили 10 банок из-под кофе со взрывчаткой – их он собирался заложить в ближайшее время. В конце 80-х «диссидент» был выпущен из спецпсихбольницы. Что было дальше с Никитенковым, неизвестно.
Также см.: Как боролись с терроризмом в СССР

http://rimmir.livejournal.com/1192999.html

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
livejournal
May. 4th, 2017 12:43 pm (UTC)
История терроризма в СССР. - Более 50 угонов самолетов
Пользователь karhu53 сослался на вашу запись в своей записи «История терроризма в СССР. - Более 50 угонов самолетов» в контексте: [...] Оригинал взят у в История терроризма в СССР. - Более 50 угонов самолетов [...]
livejournal
May. 4th, 2017 01:06 pm (UTC)
История терроризма в СССР. - Более 50 угонов самолетов...
Пользователь ochkarik_48 сослался на вашу запись в своей записи «История терроризма в СССР. - Более 50 угонов самолетов.........» в контексте: [...] Оригинал взят у в История терроризма в СССР. - Более 50 угонов самолетов [...]
( 2 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner